Гармоническая основа композиции и ребёнок за компьютером

Преподавание музыкальных компьютерных технологий

Гармоническая основа композиции и ребёнок за компьютером

Сообщение FireWall » Пт апр 01, 2005 1:11

В начале я в кратце опишу то, что по этому поводу написала ksiysha в другой ветке форума ...

Цитата1: "Я не буду оригинальна, но для начала надо дать теоретическую базу! У нас это происходит примерно след. образом"

И далее описывается типичный путь овладения основами гармонии в ДМШ , правда чуть ускоренный и пополненный
(Цитата2: "В 1-5 классах 7-аккорды с обращениями. (доминанта, вторая, четвёртая, уменьшённый и Компания). А по ходу знакомства, опять же, на ф-но сочиняются пьески на заданный бас или мелодию. К классу 7-8-му с гармонией особых проблем нет.")

То есть на компьютерных занятиях просто применяются выработанные на занятиях теорией музыки навыки гармонизации и сочинения гармонии.

Далее подчеркну ещё некоторые характерные фрагменты:
Цитата3 : "...общая мысль такова: если не можешь по слуху подобрать удачную гармонию (...), то включай мозги: ориентируемся на местности: где мы, когда каданс, каков он, каковы предшествующие аккорды, ход баса (желаемый), и если есть мелодия – она очень помогает. Дальше уже, вычислив, мы можем попытаться аккорд усложнить – 7,9, бывает и 11… (как правило – не звучит!)"
Имеет место типичное движение по традиции от трёх аккордов через романтизм в джаз. Хотелось бы видеть также применение квартовых (Dsus , ... )и полифункциональных гармоний (Fmaj/G )

Цитата4 : "Если совсем худо с гармонией у человека, я ему пытаюсь показать, как можно компенсировать это дело ушами и мелодией. Плюс возможные варианты во всех голосах (партиях) – проходящие ступени, хроматизмы, опевания, и проч. аксессуары. С кем-то можно блюзовый звукоряд посмотреть."
Опять таки - через романтизм в джаз. Хотелось бы также включить стилистические особенности гармонии, в частности , так скажем, рок музыки

Цитата 5 : "Я пытаюсь их, конечно, подсадить на снятие любимых муз. произведений (хитов мировой эстрады, к примеру) по слуху. Но это как ни странно понимания не находит. То есть теоретически они согласны: да, лучшей школы не придумаешь. Но на практике – ноль."
А вот это как раз не удивляет - даже гармония Бетховена покажется простоватой в свете вышеописанного. Лекарство - опять таки стилистическое осмысление гармонических средств. Моё мнение, что джазовые искушения - это опасная ловушка для недостаточно окрепшей музыкальной личности (но об этом не сейчас)...

Цитата 6 : "Надо добавить, что при этом ещё мы учитываем тембр используемого инструмента в композиции. "
А вот это здорово !!!

P.S. Вообще-то планировалось высказать мнение по поводу того, как научить сочинять гармонию. Получилось же мнение по поводу того, как успешно применить уже где-то на других занятиях приобретённые навыки сочинения гармонии при сочинении музыки за компьютером.

Я удерживаю себя от высказывания собственного мнения по поводу того, как научить сочинять гармонию до следующего дня :) :) :)
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение ksiysha » Пт апр 01, 2005 21:47

FireWall!
Попробую Вам ответить… У меня сегодня день на форуме какой-то неудачный (а может, это уже паранойя). Все почему-то мною не довольны – и Юрий, и Ирина, и Вы как-то слишком скорпулёзно к моим словам отнеслись… :cry: Хотелось бы отдохнуть, но времени нет. Сейчас быстро пробежимся по Вашей реплике:

Цитата: То есть на компьютерных занятиях просто применяются выработанные на занятиях теорией музыки навыки гармонизации и сочинения гармонии.

Если бы мне пришлось ещё и полный курс гармонии им давать, то 1,5 отведённых на мой предмет часов не хватило бы точно! Что умеют – то умеют. Считайте, что я пожинаю плоды! Для чего-то ведь их учат гармонии, пусть хоть у меня в классе используют.

Цитата: Имеет место типичное движение по традиции от трёх аккордов через романтизм в джаз. Хотелось бы видеть также применение квартовых (Dsus , ... )и полифункциональных гармоний (Fmaj/G )

Приходите! - увидите! Используем мы и подобные этим гармонии, я просто не зацакливалась на перечислении ВСЕХ! В джаз ведутся не все. Тем более, в Рок! Пыталась, не скрою. Ребята крепко клинятся на классике. Что посоветуете? Как мне себя вести? Музыку стараемся слушать разную, но тоже – времени не хватает. :oops:

Цитата: Опять таки - через романтизм в джаз. Хотелось бы также включить стилистические особенности гармонии, в частности , так скажем, рок музыки

Безусловно хотелось бы! Учту и постараюсь! (Если выживу – слишком много всего нужно делать!) :cry:

…В общем и целом, я давала лишь схему – без подробностей, именно с тем, чтобы показать, что база дает бОльшую и скорейшую возможность к творчеству. Но получилось наоборот – Вы с блеском это доказали.

Цитата: Моё мнение, что джазовые искушения - это опасная ловушка для недостаточно окрепшей музыкальной личности (но об этом не сейчас)...
А вот это очень меня взволновало! ПОЧЕМУ! И почему об этом не сейчас???

Цитата: Вообще-то планировалось высказать мнение по поводу того, как научить сочинять гармонию. Получилось же мнение по поводу того, как успешно применить уже где-то на других занятиях приобретённые навыки сочинения гармонии при сочинении музыки за компьютером.

Высказывание, на мой взгляд, пока несколько демагогично… Завтра увидим – насколько.
Если вдуматься, то навыки, приобретённые на любых занятиях только упрощают процесс творчества за компьютером. («Предупреждён, значит – вооружен»)

FireWall! Для меня Вы слишком хорошо владеете предметом, боюсь мне с Вами не тягаться! В теме «фоническая и ладовая стороны гармонии» я с первого раза даже не всё поняла. Думаю, кроме Юрия Петелина никто больше не сможет достойно поддержать беседу. А я смогу разве что кивать с умным видом! Завтра попробую вернуться к теме.
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение FireWall » Пт апр 01, 2005 23:45

Цитата "и Вы как-то слишком скорпулёзно к моим словам отнеслись"

Вообще-то моей целью было просто перенести Ваше сообщение из разросшейся ветке в новую, но очень не хотелось это делать механически... Я сам был довольно злым ибо сидел на работе и каждые 20 минут названивал на один телефон в промежутке времени от 22.30 до 0.30 и так и не дозвонился (сегодня мне это наконец удалось), поэтому и сообщения были жёстковатыми... Ну прошу прощения ...

Цитата "Высказывание, на мой взгляд, пока несколько демагогично… "
Вы правы - это .........................
А если серьёзно, то Вы довольно хорошо ответили на вопрос, чему собственно надо обучать... (Иначе зачем бы я переносил это сообщение - написал бы своё) . Однако , хоть по содержанию всё в тему, а вот по духу ... У меня просто несколько другое мнение.

А ПОЗЖЕ - у меня это может быть и завтра .... Извините, вынужден срочно удаляться :cry: :cry: :cry:
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение ksiysha » Сб апр 02, 2005 11:17

Не обращайте внимания, вчера день, видимо был такой!
Цитата: Однако , хоть по содержанию всё в тему, а вот по духу ...
Что Вы имеете в виду? дух, возможно, не передается формулировками.
Я вчера, в полубредовом состоянии открыла новую темы... Если что - прошу прощения...
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение ksiysha » Сб апр 02, 2005 11:17

Не обращайте внимания, вчера день, видимо был такой!
Цитата: Однако , хоть по содержанию всё в тему, а вот по духу ...
Что Вы имеете в виду? дух, возможно, не передается формулировками.
Я вчера, в полубредовом состоянии открыла новую тему... Если что - прошу прощения... Она, вообще-то, уместна?
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение ksiysha » Сб апр 02, 2005 11:23

Вот оно - отсутствие кнопки "правка"! Дух Мокши не оставляет меня! :D :roll:
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение FireWall » Сб апр 02, 2005 16:03

Раз уж Вы так обеспокоены моими словами о джазе, то я , пока лишь издалека, приведу два факта из личного опыта:
1-й факт: однажды мне было очень обидно за авторов из музыкального училища, ибо они отличались от менее образованных авторов джазовой гармоней, вокальной аранжировкой, чистым исполнением и ... оставляли чрезвычайно бледное впечатление, их было просто скучно слушать ...
2-й факт: на 4-ом курсе музыкального училища я сочинил двухчастную фортепианную сонату, вторая часть которой имела джазовое звучание, затем я её показал заезжему профессору, а также композитору из США. Его комментарий был таков - это джаз, а надо чтобы это был ТВОЙ джаз (у меня во второй части использовался тематический аккорд, не имеющий стандартного обзначения, двенадцатитоновая тема в basso ostinato, политональность ... - а оказалось, что звучит всё равно банально)
:) :) :)

А теперь я сам наконец приступлю к теме !

Вдумаемся на миг в ситуацию, что ребёнок имеющий склонность к сочинению, но лишь только пытающийся что-то сыграть своё, или спеть своё (а мы знаем каковы они эти первые попытки, даже у В.А.Моцарта) , садится за оснащённый всем необходимым музыкальный компьютер с целью сочинить что-то своё для этого, надо сказать, самого сложного исполнительского состава. СРАЗУ ЯСЕН ОДИН ФАКТ - ОН ДАЖЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ПРЕДСТАВИТ КАК ЭТО БУДЕТ ЗВУЧАТЬ. А по сему на первых порах это даже будут не занятия композицией, а занятия по игре в композитора.

Поэтому первая и основная задача - обучиться технике полнозвучного звучания. А для этого ребёнку надо дать практическое представление о том , из чего же собственно состоит музыкальное произведение. В упрощённом виде надо выделить такие комплексы выразительных средств:
1. мелодия,
2. гармония,
3. фактура,
4. тембральная составляющая аранжировки,
5. драматургия развития и форма.

Оставляем остальные составляющие для других тем и сконцентрируем свё внимание на гармонии.

Во-первых надо объяснить ребёнку что такое гармония. В первом приближении гармонию можно определить как эдакую пьеску в которой левая рука играет по одной ноте, а правая вместе три или более в том же ритме, что и бас (и обычно целыми, половинными, реже четвертными).

Во-вторых. Надо объяснить, что уметь сочинять тему для своей композиции в современной музыке означает не просто уметь сочинить мелодию, а уметь сочинить мелодию вместе с этой аккордовой миниатюрой, причём сделать это так, чтобы слушатель даже не заподозрил, что тебе это трудно.

В-третьих надо объяснить, что эти аккорды в дальнейшем будут так сказать координировать (руководить) всеми голосами.

Таким образом задали перспективную цель - научиться сочинять мелодию вместе с гармонией. Объяснили её значение. Осталось приступить к минимальной цели.

А вот тут по всей видимости придётся пойти на компромис заключающийся в словах "Так как мы ещё совсем начинающие и сразу придумать мелодию вместе с сопровождением не умеем, то сочиним вначале эту аккордовую пьеску - гармонию, заставим компьютер её сыграть, а потом будем придумывать мелодию"

Это так сказать первый узловой момент в обучении по моей версии

P.S. Цитата "Однако , хоть по содержанию всё в тему, а вот по духу ...
Что Вы имеете в виду?" Только то, что уже написал в P.S. первого сообщения этой темы.
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение ksiysha » Сб апр 02, 2005 17:36

FireWall!
Цитата: Раз уж Вы так обеспокоены моими словами о джазе, то я , пока лишь издалека, приведу два факта из личного опыта: …….
Это Ваш личный и субъективный опыт. Так совпало, что за последнюю неделю тема джаза у меня всплывала неоднократно. Вчера, например, с одним знающим человеком мы говорили о музыке, затронув и джаз. В результате мы пришли к выводу, что джаз как музыкальное дейтвие зависит не от нот, гармонии конструкции или других теоретических нюансов. Всему этому можно научить любого, кто захочет! Джаз очень во многом построен на личности исполнителя (лей). Текст как таковой – это условность. Вы можете выучить аккорды, использовать удачные поливы, делать гениальные построения. Но до тех пор пока за инструмент не сядет настоящий джазмен, о джазе говорить не стоит! Да и вообще, любое мнение - субъективно. Дело зависит от дня недели, времени дня, степени вашей усталости, атмосферы, людей, которые находятся рядом и т.д… Не знаю, смогла ли я донести мысль… Именно поэтому джазистов считают людьми не от мира сего – они живут только своей музыкой. В первом Вашем примере меня огорчило то, что Вы судите о джазе по исполнителям! А во втором - фраза профессора «это джаз, а надо чтобы это был ТВОЙ джаз» кажется нелепой и бессмысленной! В том, что касается аккорда, который звучал банально: и что? Банальность – понятие сложное и ускользающее… Это целая тема для разговора.

А теперь, и правда, приступим к теме!
Для начала объясните принципиальные (ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ!) отличия Вашей системы от того, о чем я писала выше! Это не риторический вопрос, и естественно, без сарказма. Я могла что-то упустить в Ваших словах! И следующее: я, быть может, невнимательно читала. Но скажите: каким образом происходит весь процесс– за МИДИ-клавиатурой, за инструментом или…? И опять же, правильно ли я поняла: Вы отталкиваетесь от линии баса? На которую пишите гармонию, а затем сочиняете мелодию? Простите, если я туплю!
А что с ритмическим рисунком?
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение FireWall » Вс апр 03, 2005 21:02

Увы, по причине других задач не могу сегодня продолжать так сказать углублённо, поэтому ограничусь краткими ответами на вопросы...

Цитата "принципиальные отличия Вашей системы от того, о чем я писала выше"

Первым принципиальным отличием (из которого следуют все остальные принципиальные отличия) является то, что Вы работаете с более старшим и теоретически подготовленным контингентом учащихся, которые фактически уже умеют сочинять гармонию и в состоянии придумывать мелодию в контексте гармонии (вместе с гармонией) таким образом у Вас актуальными являются вопросы так сказать третьего узлового момента обучения - расширение и отбор используемых гармонических средств (я подозреваю, что ваши учащиеся в состоянии это делать за листом бумаги - сколько среди ваших учащихся обладают абсолютным слухом ?).

Цитата: "каким образом происходит весь процесс?" В зависимости от личности автора (потенциального автора), обстоятельств, замысла может быть любой способ, который только можно вообразить (вплоть до игры в случайные числа, предварительно выделив конечное множество аккордов). В основном всё-же либо дома придумывается и записывается нотами , либо целиком или фрагментами импровизируется и фиксируется при помощи МИДИ-клавиатуры. Нотный редактор используется редко, ибо если отталкиваемся от гармонического фундамента (условно сказать баса), то набрать верхние три голоса в пошаговом режиме получается быстрее. (Да, кстати, у нас в основном занятия происходят парами - один концентрируется на творческих задачах, второй - на управлении секвенсором, разумеется меняясь). Фактически только в одном случае, по причине, что девочка уже самостоятельно изучила Finale и в нём ей было удобно работать дома. Да и ещё напомню, что у нас предмет позиционируется в рамках коллективного музицирования, поэтому правкой (НЕ ПУТАТЬ С КВАНТИЗАЦИЕЙ) занимаемся только тогда, когда становиться ясно, что вот так сходу сегодня лучше сыграть не удасться, а так переигрываем, даже если просто случайно была задета соседняя нота.

Цитата: "Вы отталкиваетесь от линии баса? На которую пишите гармонию, а затем сочиняете мелодию?" Отталкиваемся от гармонического фундамента (бас ведь может быть и обычно является фигурацией гармонического фундамента) лишь как один из самых простых (и не лучших) вариантов сочинения гармонии, либо в сеансах сочинения группой, когда происходит максимальное разделение и распаралеливание ролей. Хотя в таком варианте периодически упражняемся (для того чтобы эффективно работать со своеобразными гармониями надо максимально овладеть простыми гармониями).

Цитата: "А что с ритмическим рисунком?" Если Вы имеете ритм смен гармоний - гармоническое дыхание, то я напомню, что гармония в первом приближение - это специфическая пьеса. А пьеса записывается как полагается - в размере и с длительностями. Если же речь идёт о мелдии или ритме сопровождения, то это уже отдельный вопрос для другой ветви форума :)

P.S. Цитата: "Джаз очень во многом построен на личности исполнителя (лей). Текст как таковой – это условность." А тогда вообще становиться проблематичным сочинение джаза за компьютером - вот вам и ловушка для неокрепшей души (ну это я так - в полемическом задоре :wink: ) А вообще-то Вы сами высказали те аргументы , которые я собирался сам высказать - спасибо за услугу (есть возможность съэкономить время).
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение parfumer » Пн апр 04, 2005 4:15

Вот ещё тема...
Во-первых, когда в моём тексте будет встречаться словечко "надо", автоматически заменять его на "можно", или "хотелось бы мне".. :D
Вот какая вещь: кто бы из композиторов ни сочинял для другого инструмента, не своего(как правило- фортепиано), если у него с совестью всё в порядке, он потратит усилия на изучение этого инструмента. Примеров-куча. Как минимум- пообщается очень сильно с мастером. А там- глядишь, и вся задумка переиначится...
Если говорить о джазе: все мои знакомые барабанщики, например, играют на ф-но как минимум, а кто-то ещё и на контрабасе-саксофоне... Конечно, не обязательно быть мастером(см. Козьму Пруткова). Но поверьте оркестровому музыканту- чувствуется на раз, "на чём" композитор сочиняет, и о каких инструментах имеет представление.
Проверено практикой: тот студент, который после года(условно) занятий берётся параллельно за другой инструмент, на "своём" играет лучше- ВСЕГДА! Казалось бы- парадокс, однако...
А с септаккордами спешить нельзя ни в коем случае. Когда человек разберётся в элементерных диатонических трезвучиях, поймёт и усвоит их гармонические функции и взаимодействия, останется только определиться с альтерированными, и с устойчивыми и не...
Ещё о компьютерной музыке. Мы говорим о сочинении, или всё-таки о конструировании? Если второе, то есть специальные программы- трекеры всяческие. Вот уж где не обязательно муз. образование, главное условие- вкус :D А если сочинение- будьте добры обучиться муз. грамоте и овладеть хотя бы одним "живым" инструментом. Нет? :lol:
Проще репы
Аватара пользователя
parfumer
Любитель
Любитель
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 11:46
Откуда: Narva

Сообщение parfumer » Пн апр 04, 2005 4:23

Про барабанщиков в последней заметке говорилось ТОЛЬКО о джазовых. И не только о барабанщиках. Хотелось бы и о попсовых то же самое сказать, но не могу. :roll:
Проще репы
Аватара пользователя
parfumer
Любитель
Любитель
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 11:46
Откуда: Narva

Сообщение ksiysha » Пн апр 04, 2005 17:49

Здравствуйте, FireWall!
Начну отвечать с конца:
Цитата: А тогда вообще становиться проблематичным сочинение джаза за компьютером - вот вам и ловушка для неокрепшей души (ну это я так - в полемическом задоре ) А вообще-то Вы сами высказали те аргументы , которые я собирался сам высказать - спасибо за услугу (есть возможность съэкономить время).

Очень драматически удачный ход! Согласна! Мне даже стало жаль, что я не знаю Вашего имени! :) Снимаю шляпу и все-таки продолжаю полемизировать: ловушки по-прежнему не вижу! Если у человека наблюдается явная склонность к джазу, то хотя бы показать ему что-то (минимально) я обязана. Свои исполнительские качества за компьютером не может раскрыть никто. Но в таком случае придётся ограничивать любые творческие проявления – будь то джаз или рок или классика, оставляя возможность заниматься непосредственно чистыми электронными направлениями. И тогда любую возможность сочетания компьютера с живым исполнением придётся исключить! Но это тоже неправильно! Вы понимаете, о чём я говорю?

Цитата: Если же речь идёт о мелдии или ритме сопровождения, то это уже отдельный вопрос для другой ветви форума

«На енто я пойтить не могу!» Не потяну! Давайте здесь!

Цитата: сочинения группой, когда происходит максимальное разделение и распаралеливание ролей

Поясните! Я не очень прониклась пока самой идеей такового творческого процесса. Хотя некоторую сермягу уже вижу… Определённо вижу!

Цитата: Первым принципиальным отличием…является то, что Вы работаете с более старшим и теоретически подготовленным контингентом учащихся, которые фактически уже умеют сочинять гармонию и в состоянии придумывать мелодию в контексте гармонии

Правильно, это лично мой случай! А я рассматриваю ситуацию в общем! И говорю о процессе обучения в целом. Т.е. путь у нас с Вами один, но скорость и комфортность (я имею в виду количество и качество УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ) различны. Вы не согласны?

Цитата: (Да, кстати, у нас в основном занятия происходят парами - один концентрируется на творческих задачах, второй - на управлении секвенсором, разумеется меняясь)

Расскажите подробнее, мне интересно!
И ещё один вопрос: сколько часов в неделю дети занимаются в Вашем классе?

Цитата: поэтому правкой (НЕ ПУТАТЬ С КВАНТИЗАЦИЕЙ)
Опять поясните! Чем является «правка» в Вашем случае! А я расскажу о своем!

Цитата: я подозреваю, что ваши учащиеся в состоянии это делать за листом бумаги - сколько среди ваших учащихся обладают абсолютным слухом ?).
Одын!!! Нет, сорри, вру! Двое! Ещё у одного парня слух очень хорошо развит, но всё равно – относительно абсолютный.
Так, сейчас буду писать ответ parfumer'у.
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение FireWall » Пн апр 04, 2005 22:52

Пока почти игнорирую предыдущие реплики и попытаюсь продвинуться вперёд - ко второму узловому моменту в овладении навыками сочинения гармонии (предполагается, что паралельно ведётся работа и над остальными средствами выразительности, а также, что уже сочиняется примерно четвёртое более или менее законченное произведение).

Разделённое сочинение гармонии а затем на неё мелодии позволяет обойти многие технические трудности, однако к такому способу не следует привыкать. Итак настало время начать пытаться сочинять тему вместе с гармонией (в данной версии, не просто гармонию, но гармонию с темой).

ВО-ПЕРВЫХ надо объяснить учащемуся, почеиу этот уже ставший удобным спооб сочинения не совсем приемлем.

Здесь могут быть такие аргументы:
1. Главным выразительным средством является всё же мелодия, а гармония представляет собой так сказать средство поддержки. Итак гармония должна прежде всего поддерживать мелодию, но не ограничивать. Если мы сначала сочиняем гармонию, то мы уже устанавливаем жёсткие рамки для будущей мелодии. Отсюда сразу же возникает установка при сочинении мелодии: если мелодия не хочет вписываться в гармонию - тем хуже для гармонии (менять мешающие мелодическому развитию аккорды безжалостно!)

2. Гармония способна так менять окраску интонаций (от преподавателя требуется демонстрация этого явления), что очень многие выразительные возможности достигаются только если мыслить комплексом мелодия+гармония, конечно они могут возникнуть и случайно, но такие вещи надо уметь делать осознанно.

ВО-ВТОРЫХ надо найти индивидуальный способ упражняться в сочинении темы вместе с гармонией.

Пока не углубляясь в подробности просто назову варианты методических приёмов:

1. Сочинение темы вместе с гармоническим фундаментом (в относительно простых стилях мелодия+гармонический фундамент довольно точно определяет гармонию, оставляя лишь незначительные возможности вариаций, и раз уж у нас одновременно ведётся дискуссия о джазе, то я подчеркну, что обучаемому должны демонстрироваться возможные гармонические варианты в рамках стиля, а также пытаться объяснить почему иные варианты уже будут "из другой оперы").

2. Сочинение темы вместе с гармонией из ограниченного набора (предварительно вживаясь в каждую из возможных последовательностей двух акордов).

3. Гармонизация мелодии (нахождение сопровождения), но навык гармонизации мелодии хоть и надо развивать, но надо помнить, что если его развития не идёи нога в ногу с творческим, а также стилистическим осмыслением используемых гармонических средств, не идёт вместе с сочинением мелодии с хотя бы предощущением гармонии, то навык гармонизации мелодии может начать оказыать медвежью услугу, ибо сочинение мелодии вне контекста гармонии с последующей гармонизацией также не совсем приемлемо ...

P.S. Цитата: "Вашем примере меня огорчило то, что Вы судите о джазе по исполнителям!" Это как раз небыл джаз, а эстрадная песня в которой не по делу использовались джазовые гармонии ...

Цитата: "Свои исполнительские качества за компьютером не может раскрыть никто." С этим утверждением я могу согласиться лишь в той же мере, сколь с его вариантом: "Свои исполнительские качества в студии звукозаписи не может раскрыть никто." Однако если говорить в контексте полемики, то здесь важно то, что джаз - это принципиально импровизационный стиль, причём это его уникальное свойство (в рок-музыка, например, импровизация принципиального значения не имеет).

Вопрос: сколько часов в неделю дети занимаются в Вашем классе? Ответ: 1 час на пару, но учитывая небольшой контингент, в случае необходимости занимаяемся больше (в случае необходимости - это когда к чему-то готовимся, или при подготовке исполнения, чтобы выученное не стиралось в памяти).
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение ksiysha » Вт апр 05, 2005 9:10

Parfumer! Долго вчитывалась в Ваши слова, пытаясь понять – Вы оппонируете нам (или кому-то одному из нас), или говорите о том же, о чем и мы? Всё что Вы сказали – правильно абсолютно. Мы просто с FireWall обсуждаем эту тему немного в другом контексте! Мы говорим о том, как научить ДЕТЕЙ сочинять (а может, всё-таки конструировать, FireWall?!) музыку за компьютером. Какие условия для этого должны быть соблюдены и КАК они должны быть соблюдены. Насчёт джаза Вы совершенно правильно заметили.
Многие джазовые музыканты владеют несколькими инструментами. И почти каждый может что-то изобразить на ф-но. Это подтверждает нашу общую теорию о том, что если человеку дано, то он сможет "зацепить" любую аудиторию только одним своим исполнением. Хотя школа (или база, как хотите) нужна, спросите любого самоучку! Чем больше человек чем-то занимается и чем больше постигает, тем больше он понимает, насколько мало он умеет, и тем больше стремиться к дальнейшему совершенствованию. Но это я слишком неуклюже и из другой темы.
У меня есть ученик – он классический пианист, изначально нацеленный на консерваторию. Но он очень любит джаз. И самостоятельно учится играть на ударных. Есть у меня подозрение, что консерватория «отдыхает», не пойдёт он в классику…
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение ksiysha » Вт апр 05, 2005 9:13

FireWall! Сейчас не смогу писать подробный ответ - прошу прощения, но со временем - засада, вечером постараюсь. Мы упустили ещё один момент... Что с фактурой муз. ткани? Или это ещё впереди?
Аватара пользователя
ksiysha
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 17:48
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Преподавание музыкальных компьютерных технологий



@Mail.ru

x

#{title}

#{text}