Цитата1: "Я не буду оригинальна, но для начала надо дать теоретическую базу! У нас это происходит примерно след. образом"
И далее описывается типичный путь овладения основами гармонии в ДМШ , правда чуть ускоренный и пополненный
(Цитата2: "В 1-5 классах 7-аккорды с обращениями. (доминанта, вторая, четвёртая, уменьшённый и Компания). А по ходу знакомства, опять же, на ф-но сочиняются пьески на заданный бас или мелодию. К классу 7-8-му с гармонией особых проблем нет.")
То есть на компьютерных занятиях просто применяются выработанные на занятиях теорией музыки навыки гармонизации и сочинения гармонии.
Далее подчеркну ещё некоторые характерные фрагменты:
Цитата3 : "...общая мысль такова: если не можешь по слуху подобрать удачную гармонию (...), то включай мозги: ориентируемся на местности: где мы, когда каданс, каков он, каковы предшествующие аккорды, ход баса (желаемый), и если есть мелодия – она очень помогает. Дальше уже, вычислив, мы можем попытаться аккорд усложнить – 7,9, бывает и 11… (как правило – не звучит!)"
Имеет место типичное движение по традиции от трёх аккордов через романтизм в джаз. Хотелось бы видеть также применение квартовых (Dsus , ... )и полифункциональных гармоний (Fmaj/G )
Цитата4 : "Если совсем худо с гармонией у человека, я ему пытаюсь показать, как можно компенсировать это дело ушами и мелодией. Плюс возможные варианты во всех голосах (партиях) – проходящие ступени, хроматизмы, опевания, и проч. аксессуары. С кем-то можно блюзовый звукоряд посмотреть."
Опять таки - через романтизм в джаз. Хотелось бы также включить стилистические особенности гармонии, в частности , так скажем, рок музыки
Цитата 5 : "Я пытаюсь их, конечно, подсадить на снятие любимых муз. произведений (хитов мировой эстрады, к примеру) по слуху. Но это как ни странно понимания не находит. То есть теоретически они согласны: да, лучшей школы не придумаешь. Но на практике – ноль."
А вот это как раз не удивляет - даже гармония Бетховена покажется простоватой в свете вышеописанного. Лекарство - опять таки стилистическое осмысление гармонических средств. Моё мнение, что джазовые искушения - это опасная ловушка для недостаточно окрепшей музыкальной личности (но об этом не сейчас)...
Цитата 6 : "Надо добавить, что при этом ещё мы учитываем тембр используемого инструмента в композиции. "
А вот это здорово !!!
P.S. Вообще-то планировалось высказать мнение по поводу того, как научить сочинять гармонию. Получилось же мнение по поводу того, как успешно применить уже где-то на других занятиях приобретённые навыки сочинения гармонии при сочинении музыки за компьютером.
Я удерживаю себя от высказывания собственного мнения по поводу того, как научить сочинять гармонию до следующего дня


