Применение внутренних плагинов в WaveLab 6 (со скриншотами).

Оборудование помещения, расположение микрофонов, stereo, surround, эквализация, применение эффектов, финальная обработка

Применение внутренних плагинов в WaveLab 6 (со скриншотами).

Сообщение 555 » Ср июл 28, 2010 23:46

В начале лета была интересная работа: принесли более 20 треков самодеятельного пения под акустические гитары. Попросили "чего-нибудь с ними сделать, чтобы зазвучало".

Я не поклонник бардовской песни, но этот материал показался мне интересным. Да и сам автор-исполнитель, с которым потом познакомился и побухал, оказался мужик незаурядный, с несомненной искрой творческого таланта, хотя без литературного и музыкального образования.
.....
Запись была сделена в России, в домашних условиях, в жилой комнате частного дома. Писались на мобильный рекордер "ZOOM", на его встроенные микрофоны. Парни просто поставили девайс на журнальный столик, а сами с гитарами уселись слева/справа. Один из них (автор) играл аккорды и пел, а евонный кореш дополнительно аккомпанировал, вставляя музыкальные фразы, обыгрыши и т.д.
Уровень записи в процессе никто не контролировал, вкл/выкл делали тоже сами исполнители.
....
На примере одного трека, который наз. "Лето" я последовательно расскажу все этапы его преобразования в удобоваримый вид. Работа проводилась в редакторе WaveLab, которому я отдаю предпочтение последние три года.
.....
Оригинальное состояние трека можно послушать и рассмотреть на примере фрагмента (длительность 1 мин.)
http://files.mail.ru/8LUXUP
.....
Самая первая операция, которую я провожу в WaveLab с любым треком - это ГЛОБАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (клавиша Y). Функция позволяет распознать максимальные уровень громкости каналов по пикам

Изображение

среднюю громкость каждого канала по RMS

Изображение

величину смещения DC и много другой полезной информации. Например, при работе с семплами помогает функция тональной индентификации каналов. Программа может выяснить количество пиковых клиппирований в материале и расставить в местах клиппирования маркеры.

Даже беглого взгляда на "Лето" было достаточно, чтобы понять: трек записан очень тихо.
Также, на основании результатов Глобального Анализа, обнаружился "перекос" всей громкости на правый канал.
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение 555 » Ср июл 28, 2010 23:49

Прослушивая и рассматривая трек я уже примерно прикинул, что с ним нужно сделать.

Для начала я выровнял треки по панораме.
В шестой версии WL появилось много очень полезных и удобных функций. Одна из них - нормализация панорамы.

Изображение

Пользователь имеет возможность выбрать критерий нормализации ПАНОРАМЫ: или по пикам, или по RMS. Я выбрал по RMS. Если нажать длинную кнопку с изображением очков, то программа вычислит и покажет существующий дифференц (разницу) каналов.

Изображение
.....
Ещё одна новая и очень полезная функция WL 6 - это нормализация ГРОМКОСТИ по RMS. Она вызывается из того же выпадающего меню

Изображение

Я установил желаемую громкость -14dB, установил предел по пикам -0.3dB и поставил галку, чтобы во время пересчёта программа удалила смещение DC

Изображение
.....
После этих преобразований трек стал более-менее походить на желаемое, но всё равно звучал аморфно, как бы замотаный ватой и все исполнители (две гитары и голос) бубнили почти из одной точки. Также прослушивались "комнатные артефакты" домашней записи.
В идеале, конечно, надо писать каждый инструмент отдельно на свою дорогу, потом добавлять голос и всё это дело сводить в мультитреке.
Но я на руках имел то, что имел и большего не предвиделось. Вдобавок мне самому уже стало интересно: насколько я смогу что-либо ещё улучшить в данной ситуации и каков будет конечный результат.
.....
Пришло время использовать плагины, улучшайзеры-эквалайзеры и прочую кухню.

В WL для этого предназначена Мастер-секция.
Изображение

В ней 8 (восемь) слотов для подключения плагинов, секция индикации и сеция дитеринга. Плагины можно добавлять/убирать, менять местами, менять их настройки, загружать пресеты и проч. Всё эти операции происходят в реальном времени с возможностью акустического контроля конечного результата. Т.е. ВСЕ изменения и манипуляции можно слышать сразу, не останавливая воспроизведение.

Я постоянно держу Мастер-секцию включённой. Если она раздражает или на мониторе не хватает места, то её можно скрыть (но НЕ отключить) одновременным нажатием клавиш CTRL и F9.
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение 555 » Ср июл 28, 2010 23:51

Редактор WL имеет набор встроенных плагинов, которые в свою очередь условно делятся на
1) VST-эффекты и
2) группу плагинов, имеющих специфический внутренний формат WaveLab.

Эффекты VST можно применять в Мастер-секции, при пакетной обработке и в окне АУДИОМОНТАЖ'a (есть у WL такая ценная функция).
Группа т.наз. внутренних плагинов доступна к применению только в Мастер-секции и при пакетной обработке. (Про пакетную обработку в WaveLab можно прочитать в моей теме http://www.petelin.ru/conference/viewtopic.php?t=6486 ).

Добавлю, что внутренние плагины являются составной частью программы и имеют очень высокое качество пересчёта.
Но, к сожалению, у них крайне архаичный и деревянный интерфейс "a la Windows 98". Видимо, по этой причине народ их не очень жалует и почти не использует. А зря.
.....
Вернёмся, однако, к бардовскому "Лету".
После того, как я выровнял трек по панораме и предварительно нормализовал по громкости, встал вопрос стереобазы.
При записи, как я уже сказал, использовались встроенные микрофоны переноcного рекордера "ZOOM". Они неплохие по качеству (как и сам рекордер), но конструктивно расположены в одной точке. Поэтому стереофоническая картинка на записи почти отсутствует, исполнители звучат как бы всей кучей из центра.

Поэтому в первый слот Мастер-секции был помещён внутренний плагин WL StereoExpander с установкой расширения 95%.

Изображение
.....
Чтобы убрать паразитные низкие частоты, которые в голосе и акустической гитаре явление нежелательное, я назначил во второй слот VST-plugin "Q". Это качественный четырёхполосный параметрический стереоэквалайзер. Низкие и высокие частотные полосы можно выставить как стандартный Shelving Filter или как обрезной High/Low Filter.
Я использовал "Q" как обрезной фильтр низких частот с порогом 90 Hz.

Изображение
.....
На третье место в Мастер-секции я поставил VST-plugin "Spectralizer".
Плагин генерирует кратные базовой частоте обертоны в соответствие с заданными установками. В свою очередь эти обертоны делают микс отчётливее и добавляют в него прозрачность. Типа тайная психоакустика, но это реально работает.

В окошке "Frequensy" выставляется базовая частота, относительно которой плагин будет генерировать обертоны. Ниже этого значения частотная область трека НЕ затрагивается и НЕ обрабатывается.

Параметр "Density" это своеобразная величина амплитудной огибающей тех частот, которые будут добавлены в микс. Значение можно выставить от 1 до 6. Я поставил значение 5.

Кнопка "Solo" позволяет прослушать только добавляемые частоты.

Кнопка "Kick" добавляет атаку в генерируемые обертоны, делает их более "хлёсткими".

Очень нужными являются два левых ползунка "Input" и "Gain". Ими контролируются входной и внутренний сигналы плагина соответственно. Важно НЕ допустить клиппирование на входе плагина и переполнение разрядной сетки внутри обработки.
Если загорается красный светодиод - это аварийное сообщение! Надо обязательно уменьшить входной уровень или параметр "Gain".

Ползунки "2nd" & "3rd" регулируют уровень гармоник, которые кратны в два и в три раза относительно базовой частоты "Frequency" соответственно.

Регулятор "Mix" - это уровень суммы 2-й и 3-й гармоник.

Изображение
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение 555 » Ср июл 28, 2010 23:53

С нормализацией полезного сигнала во всей красе "нормализовались" и нежелательные артефакты, которые неизбежно присутствуют при живой записи, а уж в домашних условиях, да на мобильном устройстве их пруд пруди.
Поэтому, следующим звеном цепочки я назначил VST-plugin "DeNoiser".

Типичной средой применения "DeNoiser" является удаление шума при оцифровке старых катушечных и виниловых записей, а также при обработке записей, сделанных в живую.
По заявлению Штайнбергов грамотное применение "DeNoiser" позволяет подавлять широкополосный шум без потери исходного качества аудиоматериала. Другими словами, плагин работает, не оставляя после себя "spektralen Fingerabdruck", т.е. "спектральных отпечатков пальцев".

Не секрет, что после прохождения некоторыми плагинами материал приобретает некое характерное звучание, которое является издержками алгоритма обработок.
(Отсюда, кстати, идёт расхожая байка, что некие суперские звукорежиссёры способны по звучанию трека определить в какой програмной среде проводилась обработка. Это, конечно, полная куйня. У человека, который в теме, такие заявления вызывают лишь ироническую усмешку.)

Описание работы "DeNoiser" занимает не одну страницу, поэтому я ограничусь лишь наиболее важными рекомендациями.
Если вы собираетесь обрабатывать аудиоматериал с помощью "DeNoiser", то дайте плагину немного времени (менее одной секунды) для анализа материала и установки внутренних параметров обработки.
На практике это выглядит просто: включить воспроизведение материала через плагин, через пару секунд остановить, отмотать назад и включить воспроизведение снова.

Основная точка отсчёта работы плагина - параметр "Noisefloor".
Он представлен жёлтой линией в окне графиков и в численном значении внизу слева.

Параметр "Reduction".
Чем меньше его численное значение, тем в большей степени удаляются шумы. Однако "Reduction" работает не сам по себе, а в связке с параметром "Ambience".

Параметр "Ambience" устанавливает соотношение между паразитным шумом и полезным сигналом. Таким образом низкое значение "Ambience" делает звук бесцветным, а высокое значение оставляет в треке больше шумов.

Параметр "Offset".
Допустимое пороговое значение шумов в общем уровне сигнала или максимальный уровень шума, при котором не "замыливается" полезный сигнал.

Кнопка "Classic" включает упрощённый алгоритм работы плагина. Этот режим предназначен для маломощных компьютеров, поэтому пользоваться этой кнопкой не надо.

Как ориентир, разработчики предлагают пользоваться графическим окном, в котором
а) синяя извилистая кривая - это спектральное представление сигнала (особо не нужна)
б) жёлтая линия это параметр "Noisefloor" - пороговая граница шумов
в) зелёная горизонтальная линия - это и есть "Offset". Зелёная прямая должна находиться ПОВЕРХ жёлтой линии "Noisefloor".

Такой вот приблизительный ориентир.

Изображение
.....
Графический интерфейс плагина и в самом деле мелкий и неудобный, что есть - то есть. Но, с другой стороны, плагин работает очень хорошо. Так что, есть смысл потратить некоторое время на изучение работы и настройку "DeNoisera".
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение 555 » Ср июл 28, 2010 23:57

Поехали дальше.

Нормализовал, расширил, добавил, очистил - но в треке не хватает объёма. Слышны "комнатные позывные" и в звучании нет теплоты.
Посему добавляю в цепочку пятым номером "NaturalVerb".
Прослушав готовые пресеты, которых на удивление мало, выбираю пресет "Long and Warm". Ещё слушаю и понимаю: мне не нужен такой зверский ревер и чумовой объём, хотя сам пресет подходит.

Меняю параметр "Wet/Dry" на соотношение 8-92%, т.е. обработанного ревером сигнала будет всего 8 процентов - но эти проценты при добавлении уже слышно.

Затем меняю параметр "Decay" с 3.39 сек на 2 секунды - на мой взгляд этого достаточно. Судя по смысловому содержанию трек должен звучать аскетично и без вычурности - герой прошёл бОльшую часть земного пути и понял что в жизни к чему.
Остальные ползунки плагина "NaturalVerb" оставляю по умолчанию.

Изображение
.....
Благодаря плагину "Spectralizer" расширился высокочастотный спектр микса. Трек зазвучал намного свежее, появилась прозрачность, которой так не хватало в самом начале.
Но вместе с прозрачностью добавился и нежелательный присвист на шипящих звуках. Нельзя сказать, что уж совсем плохо, но раз уж я начал так тонко работать, типа реверу лишь 8% добавляю :)...

В слот номер шесть помещён "RDeEsser" из набора Waves.
В нём есть очень хорошо подходящий для моего случая пресет: "Full Mix". Т.е. убираем шипящие на конечной стадии процесса.
Изменил пресет согласно моему видению ситуации: поднял параметр "Range" до -10, а ползунок "Threshold" опустил до -40.
Значения выставил, естественно, не от балды. Предварительно крутил, слушал и сравнивал.

Изображение
.....
Ну-с, наконец заключительный штрих. В конце цепочки, в слот номер семь ставлю плагин "Peak Master". Это обыкновенный лимитер, который не позволяет сигналу на выходе всей цепочки превышать заданный уровень.

Численное значение уровня задаётся ползунком "Out Celling". Я поставил -0.20 dB.

Параметр "Input Gain" повышает уровень сигнала на входе плагина. Но на выходе сигнал жёстко ограничен значением "Out Celling". В результате при поднятии "Input Gain" повышается RMS.
Я хотел получить конечный микс с RMS равным -14dB. Методом проб выяснил, что в этом случае значение "Input Gain" должно быть +1.30 dB.

Изображение
.....
Таким образом, я набрал в Мастер-секции цепочку эффектов и обработок, состоящую из семи плагинов:
StereoExpander -> Q -> Spectralizer -> DeNoiser -> NaturalVerb -> RDeEsser -> Peak Master.

Кнопкой "Render" включаю пересчёт трека (про секцию "Dithering" пока ничего не говорю - как нибудь в другой раз).
.....
С удовольствием смотрю на результат своих трудов.
По пикам

Изображение

И по RMS

Изображение
.....
А ещё с бОльшим удовольствием я слушаю получившийся результат. Предлагаю и вам прослушать и сравнить.

Как было до
http://files.mail.ru/8LUXUP

и как стало после
http://files.mail.ru/APHYBC
.....
Такое вот зрелое "Лето" получилось у простого оренбургского мужика Николая Мышева :) .
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение Al Brazy » Чт июл 29, 2010 1:10

Спасибо за обстоятельный рассказ.Как раз недавно в уголках сознания мелькнула мысль об изучении данной программы.И ночь бессонная выдалась,вот и почитал .У меня вот вопрос,а чем вызвано то,что Вы сперва насытили гармониками,а уж потом избавлялись от шума?
Аватара пользователя
Al Brazy
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: Пн май 18, 2009 5:41
Откуда: Красноярск

Сообщение NO_TiTLE » Чт июл 29, 2010 10:28

Отличный рассказ! Спасибо!
Изображение
Аватара пользователя
NO_TiTLE
Участник
Участник
 
Сообщения: 306
Зарегистрирован: Пт окт 16, 2009 22:27
Откуда: Самара

Сообщение 555 » Чт июл 29, 2010 15:46

Al Brazy писал(а): ...чем вызвано то, что Вы сперва насытили гармониками, а уж потом избавлялись от шума?

Хороший вопрос, я бы тоже его задал :!:
Эффективная очерёдность применения ИМЕННО этих двух плагинов (Спектралайзер и Шумодав) была выявлена опытным путём.
.....
Если местА остальных обработок в набранной цепочке не вызывали сомнений, то с порядком этих двух у меня не было твёрдой уверенности.

Вопрос решился чередованием этой пары местами. Т.е., не останавливая воспроизведение трека, я захватывал Спектралайзер мышью (не сам плагин, а его название в слоте Мастер-секции) и перетаскивал в слот ДеНойзера.
При этом ДеНойзер автоматически перескакивал в освободившийся слот Спектралайзера и я слушал результат при такой последовательности обработок. И наоборот.
.....
Таким образом, сравнивая звучание разных вариантов в реальном времени, я определился с очерёдностью применения Спектралайзера и Шумодава.
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение Al Brazy » Чт июл 29, 2010 16:35

Понятно.Еще раз благодарю за Вашу работу,надеюсь когда-нибудь еще чем-нибудь таким порадуете.
Аватара пользователя
Al Brazy
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: Пн май 18, 2009 5:41
Откуда: Красноярск

Сообщение dimmy » Чт июл 29, 2010 16:47

очень интересная информация, спасибо :)
Cubase 5 (любимая), FL Studio 9, Adobe Audition 3
Аватара пользователя
dimmy
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 45
Зарегистрирован: Ср фев 11, 2009 12:36

Сообщение Babaich » Чт июл 29, 2010 21:05

NO_TiTLE писал(а):Отличный рассказ! Спасибо!


Очень присоединяюсь :D !

Однако, шельфом низа на эквалайзере не резал бы, подсняв их немного, и Spectralizer применял бы не так сильно, только лишь для повышения разборчивости в вокале.
А так у Вас появилось в треке много гитарного серебра, не присущего (в основном) бардовской гитаре из-за чего песня потеряла теплоту и мягкость, а соответственно доверительность.
Но, это мои уши и мои ощущения, да и тема относится к обработке в WaweLab, так что мои "нравится - не нравится" дело десятое... :D

Познавательно, интересно и еще раз спасибо!
Вот тебе, бабушка, и юркни в дверь!
Аватара пользователя
Babaich
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 549
Зарегистрирован: Пн янв 05, 2009 0:58
Откуда: Харьков

Сообщение 555 » Чт июл 29, 2010 22:01

Основная проблема состояла в том, что материал был записан методом "всё в одном флаконе". Поэтому, при использовании любой обработки её действие распространялось и на голос, и на аккомпанимент в равной степени.
Последний раз редактировалось 555 Чт июл 29, 2010 23:06, всего редактировалось 2 раз(а).
- Нам песня строить и жить помогает!..
Аватара пользователя
555
Добрый маг 2-го уровня
Добрый маг 2-го уровня
 
Сообщения: 2492
Зарегистрирован: Вс мар 05, 2006 19:41
Откуда: Deutschland, Hannover.

Сообщение Babaich » Чт июл 29, 2010 22:17

Согласен. Трудно что-либо сделать. Когда все уже в одном треке, одно вытягиваешь, другое - погибает.
Вот тебе, бабушка, и юркни в дверь!
Аватара пользователя
Babaich
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 549
Зарегистрирован: Пн янв 05, 2009 0:58
Откуда: Харьков

Сообщение Gederim » Пт июл 30, 2010 8:35

Огромное спасибо за рассказ!!! :) Побольше бы таких )))) По звуку ничего не могу добавить, ведь результат очевиден ))
Истина где-то рядом.... а я вконтакте http://vk.com/andrey_petrovich
Аватара пользователя
Gederim
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 499
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 13:36
Откуда: Москва

Сообщение variator » Пн авг 09, 2010 11:32

ценная инфа. А какой у них именно рекордер был, не в курсе?
Изображение
Не такой?
variator
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пт апр 16, 2010 22:05

След.

Вернуться в Запись звука / сведение / мастеринг



@Mail.ru

x

#{title}

#{text}