как разделить бас?

Оборудование помещения, расположение микрофонов, stereo, surround, эквализация, применение эффектов, финальная обработка

Сообщение Alex_nn » Вт июл 06, 2010 10:36

Роман Петелин писал(а):.....

А можете привести пример, когда несколько басовых инструментов одновременно играют разные ноты?


Возьмите любое произведение для оркестра. Посмотрите партитуру и увидите.
Кроме этого есть еще один нюанс. Возьмем, например, партию виолончелей в оркестре. На сцене виолончели, коих в оркестре как минимум 8 штук, располагаются, по американской рассадке музыкантов, справа от дирижера. Соответственно в фонограмме, дабы не было искажения звуковой картинки виолончели надо позиционировать вправо, да к тому же, еще и так, чтобы они занимали определенную протяженность по фронту. Диапазон виолончели от "До" большой октавы 65,5Гц(4 струна) до Ми третьей октавы. Здесь предлагали делать раздел на 150-170 Гц, и все, что ниже, позиционриовать в центр. Но, 150 Гц(возьмем нижний порог) - это где-то Ре-диез - Ми малой октавы. Что же получается? Больше целой октавы инструмента будет звучать в центре, а остальной инструмент справа? Так что ли? Аналогичная ситуация получится с тромбонами, валторнами, фаготами, тубами. И как быть с альтами, у которых нижняя (4-я) струна - "До" малой октавы (тоже ниже 150Гц)?
Вот и выходит, не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Alex_nn
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 432
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 1:01
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Роман Петелин » Вт июл 06, 2010 13:15

Alex_nn писал(а):Диапазон виолончели от "До" большой октавы 65,5Гц(4 струна) до Ми третьей октавы. Здесь предлагали делать раздел на 150-170 Гц, и все, что ниже, позиционриовать в центр. Но, 150 Гц(возьмем нижний порог) - это где-то Ре-диез - Ми малой октавы. Что же получается? Больше целой октавы инструмента будет звучать в центре, а остальной инструмент справа? Так что ли?


Именно так. Человек не воспринимает направление на низкие частоты.
По этой причине канал сабвуфера всегда один. И если вы не выполните описанные выше операции, то за вас это сделает акустическая система слушателя. Но уже без вашего контроля и вне зависимости от того, нравиться вам это, или нет :) Кроме того, вы подразумеваете базовую частоту инструмента. Но ведь кроме нее в сигнале присутствует множество гармоник, которых достаточно для того, чтобы слушатель локализовал источник звука на стереопанораме.
Аватара пользователя
Роман Петелин
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2128
Зарегистрирован: Сб янв 15, 2005 22:22
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Роман Петелин » Вт июл 06, 2010 13:20

P.S. чтобы воспринимать направление на источник 150Гц синусоидального сигнала, голова должна быть где-то 2-метровой :)
Аватара пользователя
Роман Петелин
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2128
Зарегистрирован: Сб янв 15, 2005 22:22
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Alex_nn » Вт июл 06, 2010 15:10

Роман Петелин писал(а):...

Именно так. Человек не воспринимает направление на низкие частоты.
По этой причине канал сабвуфера всегда один. И если вы не выполните описанные выше операции, то за вас это сделает акустическая система слушателя. Но уже без вашего контроля и вне зависимости от того, нравиться вам это, или нет :) Кроме того, вы подразумеваете базовую частоту инструмента. Но ведь кроме нее в сигнале присутствует множество гармоник, которых достаточно для того, чтобы слушатель локализовал источник звука на стереопанораме.


Все это так.... , но по моему мнению только для конечного воспроизведения, что связано с определенными техническими сложностями воспроизведения низкочастотного спектра звукового сигнала. Но зачем в исходной фонограмме то такое делать? А если саба нет и человек слушает музыку на простой стереофонической системе банального музыкального центра? По моему разумению вмешательство в спектр сигнала конкретного инструмента в фонограмме должно быть минимальным и только в случае крайней необходимости, дабы не плодить искажения.
По роду своей деятельности мне приходится писать фонограммы именно под различные составы оркестра, и все, что здесь излагалось я пробовал и бился довольно долго, вот только ни к чему хорошему это не привело - добиться оркестрового звучания ну никак не получалось. Потом плюнул на все эти заморочки, засел за изучение инструментовки, стал применять полученные знания на практике и все стало на свои места.

P.S. А уж слушатель пускай сам разбирается откуда идут басы, если захочет, конечно. :lol: :lol:
Alex_nn
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 432
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 1:01
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Роман Петелин » Вт июл 06, 2010 15:48

А если саба нет и человек слушает музыку на простой стереофонической системе банального музыкального центра?


тогда человеку вообще пофиг, т.к. его система не воспроизводит низов скорее всего :)
Яж не возражаю, делайте как хотите. Это все относится к оптимизации фонограммы, к мастерингу. Если есть желание, чтобы басы были "упругими", а вокал "чистым", и чтобы звучало громко, то надо фильтровать. Ведь что такое низ со стереоэффектом? Это значит, что в какие-то отдельные моменты времени сигналы Л и П каналов будут в противофазе, т.е. будут друг друга гасить. При этом слушателю до этих стереоэффектов как до лампочки, т.к. он их не воспринимает. Вот и получится, что бас фактически есть, занимает ресурсы звуковоспроизводящего тракта, но он местами тихий (за счет противофазы), а поднять и выровнять его громкость невозможно. Для оркестровой музыки, понятно, все это не нужно.
Аватара пользователя
Роман Петелин
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2128
Зарегистрирован: Сб янв 15, 2005 22:22
Откуда: Санкт-Петербург

Бас и остальные звуки

Сообщение rad4uk » Вт июл 06, 2010 16:06

Здравствуйте. Ищу совет. Уже в течении большого времени меня мучает такая проблема,
К примеру я записал три стерео дорожки ритм соло и бас гитары. По отдельности вроде все хорошо звучит, но как только пытаешься запустить все три, то бас становится не четким и что бы его было слышно приходится увеличивать громкость или сбавлять из других гитар. Тут скорее всего должны вступать в работу некие инструменты по работе с частотами или еще что-нибудь не менее интересное и самому их как-то регулировать, но я не знаю какие инструменты и как. :-(
А вот собственно и вопрос:как добиться чистоты звучания баса.
Работаю на сонаре и сф.
Я нуб.
rad4uk
Прохожий
Прохожий
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 13:12

Сообщение Роман Петелин » Вт июл 06, 2010 16:13

rad4uk, свои мысли на данную тему я изложил в книге http://www.petelin.ru/books/soundrec/soundrec.htm
Аватара пользователя
Роман Петелин
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2128
Зарегистрирован: Сб янв 15, 2005 22:22
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Gederim » Вт июл 06, 2010 16:16

http://www.petelin.ru/pcmagic/lesson13/l13.htm
и вот это
http://www.independentrecording.net/irn ... isplay.htm

и совсем небольшая расшифровочка
Частотный диапазон -

Частотный диапазон некоторых музыкальных инструментов (в Герцах) и человеческого голоса:
Контрабас 40-300
Виолончель 65-880
Альт 130-1240
Скрипки 210-2800
Фагот 60-630
Кларнет 140-1980
Гобой 230-1480
Флейта 240-2300
Пикколо-флейта 560-2500
Туба 45-320
Тромбон 80-500
Валторны 60-740
Труба 160-990

Ниже представлен частотный диапазон человеческого голоса:
Бас 75-330
Тенор 120-500
Меццо-сопрано 170-700
Сопрано 230-1100

1. При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот.
2. Так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Например:
Динамический диапазон гитары составляет 15дБ; органа — 35дБ; рояля — 45дБ; женский голос 20-35дБ; мужской голос 20-45дБ, эстрадного оркестра 45-55дБ, симфонический оркестр 60-75дБ.

Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100Герц, который так или иначе перекрывает /заглушает, смешивается/ с любым музыкальным инструментом /оптимальная точка — 300Герц.
Истина где-то рядом.... а я вконтакте http://vk.com/andrey_petrovich
Аватара пользователя
Gederim
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 499
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 13:36
Откуда: Москва

Сообщение rad4uk » Вт июл 06, 2010 16:39

Благодарю за советы.
rad4uk
Прохожий
Прохожий
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 13:12

Сообщение Alex_nn » Вт июл 06, 2010 18:56

Роман Петелин писал(а):
тогда человеку вообще пофиг, т.к. его система не воспроизводит низов скорее всего :)
Яж не возражаю, делайте как хотите. Это все относится к оптимизации фонограммы, к мастерингу. Если есть желание, чтобы басы были "упругими", а вокал "чистым", и чтобы звучало громко, то надо фильтровать. Ведь что такое низ со стереоэффектом? Это значит, что в какие-то отдельные моменты времени сигналы Л и П каналов будут в противофазе, т.е. будут друг друга гасить. При этом слушателю до этих стереоэффектов как до лампочки, т.к. он их не воспринимает. Вот и получится, что бас фактически есть, занимает ресурсы звуковоспроизводящего тракта, но он местами тихий (за счет противофазы), а поднять и выровнять его громкость невозможно. Для оркестровой музыки, понятно, все это не нужно.


А я и говорил об оркестровой музыке. Что до стереоэффектов баса, то об этом вообще речь не шла.
Alex_nn
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 432
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 1:01
Откуда: Нижний Новгород

Re: Бас и остальные звуки

Сообщение Alex_nn » Вт июл 06, 2010 18:59

rad4uk писал(а):Здравствуйте. Ищу совет. Уже в течении большого времени меня мучает такая проблема,
К примеру я записал три стерео дорожки ритм соло и бас гитары. По отдельности вроде все хорошо звучит, но как только пытаешься запустить все три, то бас становится не четким и что бы его было слышно приходится увеличивать громкость или сбавлять из других гитар. Тут скорее всего должны вступать в работу некие инструменты по работе с частотами или еще что-нибудь не менее интересное и самому их как-то регулировать, но я не знаю какие инструменты и как. :-(
А вот собственно и вопрос:как добиться чистоты звучания баса.
Работаю на сонаре и сф.
Я нуб.


А Вы попробуйте писать не стерео дорожки, а моно, но "сухо", то есть без добавления реверов, задержек и т.д., а уже в миксе разнести записанные инструменты по панораме и с моделировать акустику.

Некоторые соображения.
Практически все музыкальные инструменты с позиции слушателя, за исключением, пожалуй, органа, - монофонические. Так зачем их записывать в стерео?
Alex_nn
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 432
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 1:01
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Роман Петелин » Вт июл 06, 2010 23:29

Alex_nn писал(а):А я и говорил об оркестровой музыке. Что до стереоэффектов баса, то об этом вообще речь не шла.


Перечитайте тему с самого начала. Речь как раз и шла о том, как избавиться от стерео в области нижних частот. И задача эта актуальна, т.к. к басу частенько применяют хорусы и прочие "стереоэффекты".
Аватара пользователя
Роман Петелин
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2128
Зарегистрирован: Сб янв 15, 2005 22:22
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Sharle » Ср июл 07, 2010 12:40

Если говорить о стерео-эффектах для баса, то наверное проще будет продублировать трек с партией баса, и на одном с помощью эквалайзера оставить низ, а на другом верх, и на последний уже вешать всякие хорусы, фленджеры и т.п.
Sharle
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 18:14

Сообщение Роман Петелин » Ср июл 07, 2010 14:38

Sharle писал(а):Если говорить о стерео-эффектах для баса, то наверное проще будет продублировать трек с партией баса, и на одном с помощью эквалайзера оставить низ, а на другом верх, и на последний уже вешать всякие хорусы, фленджеры и т.п.


Это если бас изначально монофонический. А если в сэмплах уже присутствуют стереоэффект, то номер не прокатывает.
Аватара пользователя
Роман Петелин
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 2128
Зарегистрирован: Сб янв 15, 2005 22:22
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Бас и остальные звуки

Сообщение rad4uk » Ср июл 07, 2010 18:21

Alex_nn писал(а):
А Вы попробуйте писать не стерео дорожки, а моно, но "сухо", то есть без добавления реверов, задержек и т.д., а уже в миксе разнести записанные инструменты по панораме и с моделировать акустику.

Некоторые соображения.
Практически все музыкальные инструменты с позиции слушателя, за исключением, пожалуй, органа, - монофонические. Так зачем их записывать в стерео?


Эхх, век живи, век учись.
Про моно я как-то даже и не думал, идея хорошая. Для простых треков моно. А вот для соло уже наверно стерео, если эффекты на них вешать.
rad4uk
Прохожий
Прохожий
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 13:12

Пред.След.

Вернуться в Запись звука / сведение / мастеринг



@Mail.ru

x

#{title}

#{text}