Электронная музыка (как стиль и как жанр)

Работа с нотными редакторами, гармонизация, аранжировка...

Электронная музыка (как стиль и как жанр)

Сообщение FireWall » Вс дек 11, 2005 19:02

Предлагаю обсудить данные понятия (в основном для расширения кругозора), а также для того, чтобы “понять место электронной музыки в чистой музыке как носителе и/или хранителе невербальной (несловесной) информации”.
(см. http://www.petelin.ru/conference/viewto ... 07&start=0)

В качестве исходного первого приближения понятий электронной музыки как стиля и жанра пока принимаю следующие формулировки:
Произведение относится к электронной музыка в смысле стиля если хоть одна тема не может быть исполнена акустическими инструментами (не может быть исполнена в принципе – даже в медленном темпе!). Сразу предупреждаю – тематическое значение может иметь далеко не только мелодия.
Произведение относится к электронной музыке в смысле жанра (продолжая вереницу жанров – симфоническая музыка, фортепианная музыка, органная музыка, вокальная музыка, ...) в том случае если оно задумано для электронных инструментов (соответственно – электроакустической, если задумано для состава, сочетающего электронные, электрические и акустические инструменты) и замысел исполнен достаточно убедительно, чтобы его интерпретация другим составом (например, симфоническим оркестром) звучала как переложение (т.е. оригинал при сравнении всё же выделялся в лучшую сторону, звучал как оригинал).


Учитывая масштабность задачи предлагаю вначале выполнить подготовительные мероприятия. Я бы эту процедуру разделил на три аспекта:
1-й - электронная музыка как результат смены эпох и стилей (т.е. так скажем историческое аспект),
2-й – электронная музыка с позиции компьютерных технологий (технологический аспект электронной музыки),
3-й – обобщение понятия стиля и жанра в век компьютерных технологий (теоретический аспект электронной музыки).

В данном сообщении я весьма схематически приведу лишь краткие тезисы – утверждения без пояснений.

Тезисы исторического аспекта:

1. В смене эпох развития музыкальной культуры философские, эстетические и общественно-политические факторы играют второстепенную роль. Основную роль играют нучно-технологический факторы в основном проявляющиеся в изобретении новых музыкальных инструментов.
2. Единственным исключением – эпохальным музыкальным стилем, возникшим в силу общественно политических факторов является джаз.
3. В 20-ом веке музыкальная культура расщепилась на два в известной степени антагонистических направления:
- академическая музыка (считающаяся основным направлением развития музыкальной культуры),
- популярная музыка (на мой взгляд фактически являющая основным напрвлением ...).
4. Первые электронные музыкальные инструменты (а также электронная музыка как музыкальный стиль) возникли именно в академической музыке.
5. Рок-музыка, как эпохальный электро-акустический музыкальный стиль, возникла в популярной музыке и возникла скорее независимо от возникшей несколько ранее академической электронной музыки.

Тезисы технологического аспекта:

1. Как видно из исторического рассмотрения, электронная музыка как в академической музыке, так и в популярной музыке возникла не в результате развития компьютерной технологии.
2. Начало применения компьютерной технологии в электронной музыке (речь идёт прежде всего о применении в популярной музыке) можно искать в первых друм-машинах, дигитальных синтезаторах, семплерах, а также цифовых звуковых процессорах.
3. Начиная с компьютеров с достаточно производительными процессорами (500 Мгц) компьютер стало возможным применять как виртуальную студию, включающую в себя средства многоканальной записи (здесь я не разделяю аудио-запись и секвенсорную технологию) , обработки, сведения и мастеринга, а также постепенным переходом на пограммные синтезаторы (включающие не только цифровой синтез, но и убедительную эмуляцию аналогового синтеза, а также интерпретацию звучания акустических инструментов).
4. Из предыдущего ясно, что на компьютере может быть сделана любая музыка (не всегда правда наилучшим образом! ... пока...), поэтому словосочетание компьютерная музыка лишено так сказать музыкального наполнения, тем не менее под компьютерной музыкой условно можно понимать тот набор музыкалльных компьютерных технологий вне зависимости от их применения. Иными словами обучать компьютерной музыке означает обучать владению средствами виртуальной компьютерной студии, без конкретизации её применения.
5. В заключение следует заметить, что академическая электронная музыка (а также конкретная музыка, магнитофонная музыка, ...) в наше время создаётся практически исключительно на компьютерах.

Тезисы теоретического аспекта:

1. Понятие музыкальный жанр применяется в трёх совершенно независимых смыслах:
Ж1: жанр как исполнительский состав и условия исполнения (симфоническая музыка, фортепианная музыка, духовная музыка, ...),
Ж2: жанр как объём и тип содержания (миниатюра, полифиния, соната, ... в литературе – рассказ, новелла, роман, ...),
Ж3: жанр как особенности темпа, метра, ритма, фактуры (кантилена, марш, вальс, диско, rock&roll, ... ).
2. Компьютерные технологии могут несколько вмешаться в понимание жанра как исполнительского состава и условий исполнения, однако если учесть, что этот аспект жанра связан именно с практикой исполнения, а на практике слушатель пока в состоянии отличить то, что должно звучать в компьютерном исполнении или записи, от того, что надо бы реально играть на сцене, никаких реальных проблем с пониманием термина не возникает. В этом смысле первое приближение электронной музыки как жанра просто требует уточнение (распадается на множество жанров электронной музыки в зависимости от составов и способов исполнения, причём то, что в студии звукозаписи возможен другой вариант воспроизведения партий – это значения не имеет).
3. С понятием музыкальный стиль обстоит несколько сложнее, так как нельзя дать точного универсального определения. В первом приближении музыкальный стиль можно считать типом музыкального языка, под последним подразумевая набор музыкальных слов – типичных, расхожих, допустимых гармонических оборотов, фактурных решений, интонационно-ладовых комплексов, а также система организации произведения в целом, состоящая из способов выделения и развития тематизма, общей ладово-гармонической организации, приёмов временной организации (метрической организации).
4. Несмотря на то, что как академическая электронная музыка, так и рок-музыка – это несомненно музыкальные стили (или даже группы стилей), вряд ли правильно было бы заострять какое то особое внимание на использование звуков электронных и злектрических музыкальных инструментов. Нельзя забывать о том, что на электрических и электронных музыкальных инструментах может быть исполнена музыка самых разных стилей и , например, исполняя клавесинные и органные сочинения на синтезаторах при соответствующем тембральном решении можно даже отважитться утверждать, что произведение звучит не в переложении, а именно в оригинальном звучании!
5. Несмотря на то, что ни электронные и электрические инструменты, ни наличие компьютерных музыкальных технологий пока не меняют понимания музыкального жанра и музыкального стиля, всё-же нельзя не заметить, что современная компьютерная технология таблично-волнового синтеза позволяет как бы отделить тембр инструмента от самого инструмента. При этом было бы неправильно рассматривать реализацию скрипки посредством семплера как имитацию – своего рода суррогат скрипки, правильнее было бы считать его совершенно иным инструментом сохраняюшим лишь очевидное тембральное родство с акустическим инструментом.

P.S. Жду вопросов, уточнений, конструктивной критики и в фоновом режиме готовлю вторую спираль рассмотрения вопроса (если это кому-то интересно) ...
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение MusicUp » Вс дек 11, 2005 21:05

Хех... Читал, курил, думал...)))

У тебя прослеживается размытое представление о том, что ты собираешься назвать электронной музыкой, что компьютерной и что не являеться ни тем ни другим... Отсюда и проблема определений и выводов.
А в рассуждениях о направлениях явно наблюдаеться недостаток информации и логики.
Извини, я понимаю, что этим я практически ничего не сказал, но писать трактаты подобные твоим нет возможности:) И без обид - я этого говорю лишь для того, чтоб твой трактат стал лучше!)
Ветеран броуновского движения.
- Так начался закат Заратустры.
Аватара пользователя
MusicUp
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 881
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 21:18
Откуда: Tel-Aviv

Сообщение ingibitor » Пн дек 12, 2005 3:15

FireWall, абсолютно всё понимаю из того, что ты декларируешь. И согласен с тобою процентов на 80. :)
Мне лично интересно - почему человеку вот нужно, хоть сдохни, складывать песню? Это как приступ какой-то психический - а-а-а, блин, не могу не сочинять!

Ты вот задумываешься о сути стилей... Я думаю, что стилей нет. В смысле - в абсолютном виде стилей нет, как и моды, допустим... Есть ощущение - вот это Рококо, это Готика, это Панк, это Классицизм... Вся эта ботва смешана, и нам втёрли, что это стиль.

В тридцатые годы прошлого века был в Европе недостаток производства тканей. Знаете, что они сделали? Ввели в моду так называемое "мини". Через десять лет тканей было - навалом, и как-то так шлёп! В моде стало "макси"... Нами манипулируют.
Так называемая "электронная" музыка ничуть не менее духовна, чем "живая". Тупой гитарист от балды сыграет пару нот, а я эти пару нот три часа буду проживать... - так какая живая?! Шли бы они на хер все! Я каждый звук по двадцать раз прожил! Ещё вопрос, которая музыка "живая". Которая живее?

...Заколебался, завтра ещё попишу.
Аватара пользователя
ingibitor
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 761
Зарегистрирован: Вс янв 30, 2005 3:52
Откуда: Рига

Сообщение ingibitor » Пн дек 12, 2005 3:24

Кирилл, ответь там на личку.
Аватара пользователя
ingibitor
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 761
Зарегистрирован: Вс янв 30, 2005 3:52
Откуда: Рига

Сообщение FireWall » Пн дек 12, 2005 17:03

Спасибо за коментарии! Постараюсь учесть :?

P.S. Вообще-то в первом сообщении я хотел просто наметить направление. Планируется ешё три (!) подготовительные "спирали" . Ну и конечно, чего там граха таить, несколько спешил, потому и в информацилнные источники не углублялся принципиально :) Однако у меня есть печальный опыт, который заключается в том, что если всё начнёшь в подобных форумах писать точно и на уровне, то скорее всего на какое-то обсуждение можно не расчитывать (понимаю, что оправдание слабовато! :wink: ) ...
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Re: Электронная музыка (как стиль и как жанр)

Сообщение Равиль » Пн дек 12, 2005 20:43

Предлагаю обсудить данные понятия (в основном для расширения кругозора), а также для того, чтобы “понять место электронной музыки в чистой музыке как носителе и/или хранителе невербальной (несловесной) информации”.
(см. http://www.petelin.ru/conference/viewto ... 07&start=0)

Вот это - то, что надо.
Только не надо вширь, лучше вглубь.
Приеду через два дня, займусь расшифровкой.
И потом, все-таки не зря принято в сайтах правило 3х3. Тоже самое можно короче.
Краткость - сестра...
Равиль
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Сб ноя 26, 2005 20:08

Сообщение FireWall » Пн дек 12, 2005 22:37

Равиль! Тема не простая - диссертацию по ней можно написать... А насчёт вширь, понимаете, понятия стиль и жанр - понятия обобщающие, и для их коректного рассмотрения просто необходимо как бы одним взором охватить всю музыкальную культуру настолько широко, насколько это для человека возможно ... При этом я ещё и не только рссматривал сам по себе вопрос но и не мог не затронуть некоторые частные моменты, которые возникали в диалоге с Вами. Вот и получилось 5х5 ...

P.S. Примерно неделю собираю отзывы, а затем последует второй виток спирали :)
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение FireWall » Пн дек 12, 2005 22:54

Цитата: "Я думаю, что стилей нет."

Разумеется нет стилей внутри одного стиля, коим является условно скажем стиль рок-музыки. Рококо и Готика не являются музыкальными стилями, даже внутренними музыкальными терминами. Панк - это ближе к жанру (уж точно не музыкальный стиль). Если говорить о Классицизме, то музыкальным стилем является Венский классицизм (но его принципы не имеют ничего общего с таковыми, например, в литературе (я имею в виду следованиям идеалам античности)).

Для того, чтобы ощутить то, насколько разные типы музыкального языка у разных стилей попробуй сначала сделать электронную аранжировку популярных произведений - по одному Баха, Моцарта и чего-то из джаза, а потом попытайся сам сочинить именно что-то похожее на каждую из аранжировок. (Для справки И.С.Бах - представитель музыкального стиля барокко, В.А.Моцарт - венского классицизма).
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение MusicUp » Пн дек 12, 2005 23:11

но комментс!
Ветеран броуновского движения.
- Так начался закат Заратустры.
Аватара пользователя
MusicUp
Почётный участник
Почётный участник
 
Сообщения: 881
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2005 21:18
Откуда: Tel-Aviv

Сообщение FireWall » Пн дек 12, 2005 23:20

Ingibitor, я надеюсь, под Готикой не подразумевалась разновидность тяжёлого металла :?
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение Равиль » Чт дек 15, 2005 1:08

Равиль! Тема не простая - диссертацию по ней можно написать...
А насчёт вширь, ... необходимо как бы одним взором охватить всю музыкальную культуру настолько широко, насколько это для человека возможно ...
но и не мог не затронуть некоторые частные моменты, ...Вот и получилось 5х5 ...


1. Диссертация о стиле и жанре уже написана, и не одна, и даже не кандидатская... Надо ли изобретать велосипед?
2. Всю культуру охватывать не надо, мы же работаем над одной темой. Это, как разработка минералов: можно открытым способом, вскрывая бульдозером всю породу по площади, а можно шахтным способом. Я предпочитаю пока даже бурить узкую скважину.
3. 3х3 не я придумал, это свойство человеческого внимания. Все, что выходит за эти пределы - воспринимается и обрабатывается плохо.
Равиль
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Сб ноя 26, 2005 20:08

Re: Электронная музыка (как стиль и как жанр)

Сообщение Равиль » Чт дек 15, 2005 1:28

Учитывая масштабность задачи предлагаю вначале выполнить подготовительные мероприятия. Я бы эту процедуру разделил на три аспекта:
1-й - электронная музыка как результат смены эпох и стилей (т.е. так скажем историческое аспект),
2-й – электронная музыка с позиции компьютерных технологий (технологический аспект электронной музыки),
3-й – обобщение понятия стиля и жанра в век компьютерных технологий (теоретический аспект электронной музыки).

...
P.S. Жду вопросов, уточнений, конструктивной критики и в фоновом режиме готовлю вторую спираль рассмотрения вопроса (если это кому-то интересно) ...


Вопросы:
1. Это тезисы, и довольно любопытные. Нельзя ли прочитать всю работу полностью и где?
2. Первый тезис излишне умозрительный, где подтверждающие факты?
Историческое развитие не идет само по себе. Это - результат общественных, политических, экономических и др. процессов.
3. Очень похоже, что автор пишет (или уже защитил) диссертацию по стилям и жанрам в музыке (17.00.02), где одна из глав посвящена компьютерной музыке.
Я угадал?
Если да, то у меня есть предложение пообщаться на уровне e-mail: folk49@mail.ru
Жду.
Равиль
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Сб ноя 26, 2005 20:08

Сообщение FireWall » Сб дек 17, 2005 19:46

Равиль!

Будете разочарованы, но я никакой диссертацией не пользовался при написании исходного сообшения (причём при обсуждениии уже об этом так и написал : "... несколько спешил, потому и в информацилнные источники не углублялся принципиально ")
Вы сами спровоцировали: "... Какие мысли есть на этот счет? Пусть даже дурацкие. "

То что Вы назвали тезисами, н самом деле таковыми не являются - это просто мною предлагаемые аспекты рассмотрения, не более того. Если же Вы имели в виду именно 5 тезисов исторического аспекта, 5 тезисов ... , ... - то это гипотезы, подлежащие доказательству или опровержению. Их я и предлагаю обсуждать, но и подтверждением фактами займусь в следющих витках спирали (правда вближайшей у меня планировалась в.т.ч. ссылками на интернет ресурсы просто пояснить конкретнее, что я имел в виду в тезисах).

Насчёт вглубь... Возможно у нас проблемы во взаимопонимании, но как я понял, Вы поставили вопрос о квалификации того, что обычно понимают , произнося словосочетание "элктронная музыка" как целого (в синтетическом а не аналитическом ключе), а также сравнительный анализ с другими стилями и жанрами.

P.S. Более серьёзно обсуждать этот вопрос, чем просто в рамках интернет-форумов, максимум - статей я не готов (не только по этому вопросу - глобально). Да и уровень у меня не соответствует Вашему (судя по объявленному в интернете)... Поэтому пока воздержусь от перехода на более приватный уровень обсуждения по электронной почте.
FireWall
Участник
Участник
 
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Пн янв 17, 2005 3:18

Сообщение Равиль » Сб дек 17, 2005 22:34

Более серьёзно обсуждать этот вопрос, чем просто в рамках интернет-форумов, максимум - статей я не готов (не только по этому вопросу - глобально). Да и уровень у меня не соответствует ...

И все же, давайте попробуем.
Мысли у Вас интересные, нестандартные, но в большом беспорядке.
У меня есть предложения насчет подъема уровня.
folk49@mail.ru
[/b]
Равиль
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Сб ноя 26, 2005 20:08

Сообщение Вадим Михайлов » Чт дек 07, 2006 15:52

музыки бывает только две:
хорошая и плохая.

Стили, жанры, исторические эпохи и тиражи проданных дисков не имеют значения.
То же и в электронной музыке--есть талантливая (музыка Эдуарда Артемьева, Kraftwerk) и бездарная, коей большинство. И это--в любом виде искусства, гениальные произведения и шлак.
Зачем закапываться в какие-то дебри?
Слушайте хорошую (на Ваш взгляд) музыку, не слушайте плохую, делайте свою--и все дела :)
Вадим Михайлов
Прохожий
Прохожий
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Чт дек 07, 2006 15:06

След.

Вернуться в Теория музыки



@Mail.ru

x

#{title}

#{text}